Правила оказания бесплатной юридической помощи

Уважаемые посетители

Правовой клиники и Центра социально-правовой помощи населению УлГУ!

Перед обращением в  Центр за  консультацией,

пожалуйста, ознакомьтесь с 

Правилами оказания бесплатной юридической помощи гражданам

в Правовой клинике  юридического факультета УлГУ.

 

Пункт 1. Лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в Правовой клинике.

  1. Приём и консультирование граждан в Правовой клинике ведут студенты  Правовой клиники- студенты бакалавриата и магистратуры юридического факультета, прошедшие специальную подготовку в Правовой клинике.
  2.  Деятельность студентов Правовой клиники контролируется заведующим Правовой клиникой и (или)  преподавателем- консультантом, курирующим работу студентов Правовой клиники.
  3. Консультации и (или) проекты документов правового характера, подготовленные студентом Правовой клиники обязательно предварительно проверяются заведующим Правовой клиникой и (или)  преподавателем- консультантом, курирующим работу студентов Правовой клиники.
  4.  Студент вправе предоставить консультацию и документы правового характера гражданину только после согласования их содержания с заведующим Правовой клиникой и (или)  преподавателем- консультантом, курирующим работу студентов Правовой клиники.
  5.  Деятельность студентов Правовой клиники является безвозмездной.
  6.  Первичный приём, интервьюирование гражданина, последующее ведение дела и консультирование  может осуществлять как один студент, так и рабочая группа в составе двух студентов.
  7.  Заведующий Правовой клиникой и (или) преподаватели –консультанты  Правовой клиники вправе присутствовать при первичном приёме, интервьюировании и консультировании гражданина студентом (студентами).
  8.  Заведующий Правовой клиникой и (или) преподаватели –консультанты  Правовой клиники не оказывают  бесплатную юридическую помощь непосредственно гражданам, если по делу работает студент.

Пункт 2. Категории лиц, которые могут получить бесплатную юридическую помощь в Правовой клинике.

2.1. Правовая клиника оказывает бесплатную юридическую помощь следующим категориям лиц:

а) малоимущим,

б) ветеранам Великой отечественной войны,

в) неработающим пенсионерам,

г) инвалидам 1,2,3 группы,

д) детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также их законным представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей,

е) студентам очной формы обучения,

ё) беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком – по вопросам, связанным с защитой прав этой категории лиц,

ж) иным категориям граждан, указанным в ст. 20 ФЗ  от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и ст. 5 Закона Ульяновской области 3 октября 2012 года № 131-ЗО дополнительно к ФЗ № 324

2.2.Иным категориям граждан (не указанным в п.п. 2.1.) и юридическим лицам Правовая клиника может оказать бесплатную юридическую помощь только по специальному решению заведующего Правовой клиникой, если  Правовая клиника не занята делами граждан, относящимся к категориям, указанным в п.п 2.1.

2.3. Все обращающиеся за помощью лица указанных категорий должны предоставить информацию и документы, подтверждающие их статус (справки о доходах, о составе семьи, пенсионные удостоверения, студенческий билет и т. д.).

2.4. Правовая клиника не оказывает бесплатную юридическую помощь даже указанным категориям лиц, если они действуют от имени и (или) в интересах иных лиц и не имеют доверенности.

2.5. Правовая клиника не даёт консультации по телефону, по почте, по электронной почте. Отступление от этих правил допускается только по решению заведующего Правовой клиникой,  если личное обращение невозможно в связи с тяжёлым заболеванием и иным обоснованным причинам  (например, нахождение в местах лишения свободы, в  удалённых районах Ульяновской области).

2.6. Правовая клиника не оказывает помощь гражданам и организациям в случае, если противоположная сторона по делу или иные лица, участвующие в деле, являются клиентами Правовой клиники.

2.7.  Бесплатная юридическая помощь не предоставляется, если стороной в спорной ситуации является   ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» и (или) его структурное подразделение.

 

Пункт 3. Категории дел и формы оказания бесплатной юридической помощи  в Правовой клинике.

3.1.Правовая клиника оказывает бесплатную юридическую помощь по некоторым категориям дел и в следующих формах:

а) письменные и устные консультации по гражданским, жилищным, семейным, трудовым спорам, вопросам социального обеспечения, а также делам, связанным с обжалованием действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) письменные и устные консультации по вопросам, связанным с разъяснением норм конституционного, административного, налогового права, гражданского процессуального законодательства;

в) подготовка или помощь в подготовке (в зависимости от сложности дела) исковых и иных заявлений в суд по гражданским, жилищным, семейным, трудовым спорам, вопросам социального обеспечения,

г) подготовка или помощь в подготовке (в зависимости от сложности дела) претензий, жалоб, заявлений, обращений в связи с нарушением прав человека в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации и т.д.

д) по уголовным делам -  разъяснение содержания норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства;

е) по делам, связанным с обращением в международные органы (в т. ч. в Европейский Суд по правам человека) – разъяснение процедур и правил обращения, предоставление справочной информации о местонахождении, почтовых адресах и т.п.

3.2. Правовая клиника не  занимается представительством интересов граждан и юридических лиц в судах и иных органах власти.

3.3. Правовая клиника не принимает в работу дела, которые:

а) связаны исключительно с подготовкой жалоб в Администрацию Президента РФ или уполномоченным по правам человека;

б) к моменту обращения в Правовую клинику уже рассматриваются судом или переданы в суд с исковым и/или иным заявлением/жалобой;

в) заключаются исключительно в расчёте размера пенсий, пособий, платы за  жилищно-коммунальные услуги;

г) заключаются исключительно в составлении гражданско-правовых договоров;

д) связаны  с ведением предпринимательской деятельности;

е) связаны с вопросами жилищно-коммунального хозяйства, управлением многоквартирными домами, отношениями с управляющими компаниями;

ё) дела, по которым истекли или истекают процессуальные сроки и не остается времени, в течение которого возможно подготовить консультацию и составить необходимые документы (с учётом сроков рассмотрения обращений, указанных в п.4).

Пункт 4.  Сроки подготовки ответа на обращение гражданина (консультации) при оказании бесплатной юридической помощи в Правовой клинике.

4.1. В соответствии с ФЗ  02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок рассмотрения обращения граждан  - 30 дней со дня регистрации обращения.

4.2. Минимальный срок подготовки консультации в ПК - 14 дней.

4.3. Указанные  в п.п. 4.1,45.2. сроки  могут быть сокращены или увеличены в зависимости от сложности дела и (или) загруженности Правовой клиники работой. В этом случае гражданин, обратившейся за бесплатной юридической помощью обязательно уведомляется о ходе и сроках подготовки ответа на его обращение.

 

Пункт 5. Основания и порядок отказа в оказании бесплатной юридической помощи в Правовой клинике.

5.1. Правовая клиника может отказать в оказании бесплатной правовой помощи, если:

1) за помощью обратились лица, не относящиеся к категориям, указанным в п. 2.;

2) дело относится к категории, по которым Центр не оказывает бесплатную юридическую помощь (см. п. 3);

3) гражданин обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

4) все студенты Правовой клиники  уже заняты работой над другими делами, и количество и (или) сложность этих дел не позволяют начать работу над новым делом;

5) клиент не оказывает содействие консультантам в разрешении его дела и (или) совершает действия, препятствующие оказанию ему помощи, либо если клиент неоднократно не отвечает на телефонные звонки, не является на назначенные встречи, связанные с работой по делу.

5.2. Решение об отказе в приёме дела в работу может быть принято без проведения интервьюирования гражданина, если он не относится к категориям лиц, указанных в п.2.

5.3. В случае спорной ситуации окончательное решение о приёме или отказе в приёме дела, о прекращении работы по делу принимает заведующий Правовой клиникой.

5.4. Если по каким-либо причинам Правовая клиника не может оказать бесплатную юридическую помощь, гражданину разъясняются причины отказа в приёме его дела, и предоставляется информация об  иных органах и организациях, оказывающих бесплатную юридическую помощь, случаях оказания бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи на территории г. Ульяновска и Ульяновской области.

5.5. Гражданин может в любой момент отказаться от юридической помощи, предоставляемой Правовой клиникой.