размер шрифта
А
А
А
кёрнинг
ААА
ААА
ААА
цвета сайта
А
А
А
А
А
Аннотация рабочей программы

 

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая хирургия. Введение в специальность.

по направлению/специальности 31.05.01 “Лечебное дело”

 

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины:

введение студентов в специальность, определение места хирургии среди всех медицинских дисциплин; научить студента применять знания анатомии, физиологии и других фундаментальных дисциплин для решения конкретных практических клинических задач, освоить базовые принципы диагностики, лечения и профилактики хирургических заболеваний и выполнять общеврачебные манипуляции.

Изучение основ современной клинической хирургии формирует клиническое мышление и позволяет студенту в последующем успешно постичь не только диагностику и лечение отдельных хирургических заболеваний, но и освоить другие медицинские предметы.

     Задачи освоения дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность»

Ознакомление студентов со структурой хирургических учреждений (поликлиника, стационар общей хирургии, туберкулезного диспансера), с оснащением и оборудованием хирургического кабинета.  Ознакомление с работой врачей на хирургическом приеме больных. Освоение основных принципов этики и деонтологии, без которых невозможно овладеть искусством обращения с больными. Акцентировать внимание студентов на задачах хирургии; выделить группу самых распространенных заболеваний и научить оказывать экстренную помощь хирургическим больным.

При этом основными задачами дисциплины являются научить студента:

- целенаправленно выяснить жалобы больного и историю развития заболевания, проводить физикальное обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), намечать план обследования хирургического больного;

- организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники;

- определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний (этиология, патогенез, классификация, клиника, основные принципы диагностики и лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний);

- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний;

- ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

 

  1. Место дисциплины в структуре ОПОП  ВО (ВПО)

Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Общая хирургия. Введение в специальность» относится к базовой части дисциплин специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) высшего  медицинского образования и изучается в четвертом и пятом семестрах.

Освоение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, формируемых предшествующими дисциплинами и практиками:

Биология: знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; умения: пользоваться физическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); составлять схему семейной родословной на основе опроса пациентов; навыки: определять тип наследования заболеваний внутренних органов.

 Биохимия: знания: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме, на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме; правила техники безопасности и работы в химических и биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; умения: обоснование стандарта биохимических лабораторных исследований при различных заболеваниях внутренних органов; навыки: интерпретации результатов наиболее распространённых методов лабораторных биохимических исследований.

 Анатомия человека: знания: анатомно-физиологические особенности строения и развития организма человека; умения: соотнести топографию внутренних органов с проекцией на поверхность тела человека при клиническом исследовании больного; навыки: определять проекцию внутренних органов на поверхность тела пациента.

Гистология, эмбриология, цитология: знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гисто-функциональные особенности тканевых элементов; умение: анализировать гистологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; работа с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); навыки: интерпретировать результаты гистологического исследования биопсийного материала нормальных органов.

Нормальная физиология: знание: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме; умение: ориентации в механизмах функциональных процессов в организме человека; навыки: интерпретации результатов нормальных инструментальных и лабораторных методов исследования.

Учебная практика «Уход за терапевтическим и хирургическим больными»: знания: виды санитарной обработки больных, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; умения: санитарная обработка больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смена нательного и постельного белья больного, обработка пролежней; уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, их транспортировка; термометрия, контроль суточного диуреза, сбор биологического материала для лабораторных исследований, антропометрия, постановка различных видов клизм, кормление тяжелых больных; дезинфекция и предстерилизационная подготовка медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными; навыки: уход за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; уход за тяжелобольными и агонирующими больными.

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины   

Изучение дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность» в рамках освоения образовательной программы направлено на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

№ п/п

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1

ОПК-8

Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач.

Лекарственные

препараты,

применяемые

при лечении

хирургической

патологии.

 

Назначить

медицинские

препараты при

лечении

изучаемой

патологии.

Техникой подкожных и внутримышечных инъекций

2

ОПК-11

Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

 

Основные современные медицинские изделия, инструменты и аппараты

Выбирать нужные медицинские изделия для оказания необходимой хирургической помощи

Основными медицинскими изделиями и правильно их использовать

3

ПК-5

Готовность к сбору и анализу  жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальныхпатологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.

Диагностическое значение изменений, выявленных при клиническом исследовании больного, использовании методов лабораторно-инструментальной диагностики.

Проводить опрос, физикальное исследование больного; интерпретировать результаты лабораторно-инструментальной диагностики и использовать в обосновании диагноза и выборе хирургической тактики.

Методами клинического исследования больного хирургического профиля, интерпретацией результатов дополнительных методов исследования для рационального выбора способа оперативного вмешательства.

4

ПК-6

Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – Х пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.

Основные

патологические

состояния,

симптомы,

синдромы

заболеваний,

нозологические

формы в

соответствии с

МКБ.

Определять

основные

патологические

состояния,

симптомы,

синдромы

заболеваний,

нозологические

формы в

соответствии с

МКБ у больных

с изучаемой патологией.

-

5

ПК-8

Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами.

Тактику ведения

больных с

изучаемыми

нозологическим

и формами.

Определять

тактику ведения

пациента с

изучаемыми

нозологическим

и формами.

-

 

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет  6 зачетных единиц (216   часов), из них контактная работа – 126 часов, в том числе в интерактивной форме – 18 часов.

 

  1. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекционно-практико-зачетная технология, проблемное обучение, деловые, ролевые и операционные обучающие игры и здоровьесберегающие технологии.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; работа с рентгеновскими снимками, работа с методической и учебной литературой.

  1. Контроль успеваемости

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля тестовый контроль,  решение ситуационных задач, устный опрос.

По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзаменационная ведомость, история болезни, журнал регистрации посещаемости студентов.

Промежуточная аттестация проводится в форме:

зачет - в 4 семестре, экзамен - в 5 семестре.           

 

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая хирургия.

по направлению/специальности 31.05.02 “Педиатрия”

 

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины:

введение студентов в специальность, определение места хирургии среди всех медицинских дисциплин; научить студента применять знания анатомии, физиологии и других фундаментальных дисциплин для решения конкретных практических клинических задач, освоить базовые принципы диагностики, лечения и профилактики хирургических заболеваний и выполнять общеврачебные манипуляции.

Изучение основ современной клинической хирургии формирует клиническое мышление и позволяет студенту в последующем успешно постичь не только диагностику и лечение отдельных хирургических заболеваний, но и освоить другие медицинские предметы.

Задачи освоения дисциплины «Общая хирургия»

Ознакомление студентов со структурой хирургических учреждений (поликлиника, стационар общей хирургии, туберкулезного диспансера), с оснащением и оборудованием хирургического кабинета.  Ознакомление с работой врачей на хирургическом приеме больных. Освоение основных принципов этики и деонтологии, без которых невозможно овладеть искусством обращения с больными. Акцентировать внимание студентов на задачах хирургии; выделить группу самых распространенных заболеваний и научить оказывать экстренную помощь хирургическим больным.

При этом основными задачами дисциплины являются научить студента:

- целенаправленно выяснить жалобы больного и историю развития заболевания, проводить физикальное обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), намечать план обследования хирургического больного;

- организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники;

- определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний (этиология, патогенез, классификация, клиника, основные принципы диагностики и лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний);

- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний;

- ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

 

  1. Место дисциплины в структуре ОПОП  ВО (ВПО)

Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Общая хирургия. Введение в специальность» относится к базовой части дисциплин специальности 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета) высшего  медицинского образования и изучается в четвертом и пятом семестрах.

Освоение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, формируемых предшествующими дисциплинами и практиками:

Биология: знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики, ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; умения: пользоваться физическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); составлять схему семейной родословной на основе опроса пациентов; навыки: определять тип наследования заболеваний внутренних органов.

 Биохимия: знания: химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме, на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме; правила техники безопасности и работы в химических и биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными; умения: обоснование стандарта биохимических лабораторных исследований при различных заболеваниях внутренних органов; навыки: интерпретации результатов наиболее распространённых методов лабораторных биохимических исследований.

 Анатомия человека: знания: анатомно-физиологические особенности строения и развития организма человека; умения: соотнести топографию внутренних органов с проекцией на поверхность тела человека при клиническом исследовании больного; навыки: определять проекцию внутренних органов на поверхность тела пациента.

Гистология, эмбриология, цитология: знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гисто-функциональные особенности тканевых элементов; умение: анализировать гистологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека; работа с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); навыки: интерпретировать результаты гистологического исследования биопсийного материала нормальных органов.

Нормальная физиология: знание: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме; умение: ориентации в механизмах функциональных процессов в организме человека; навыки: интерпретации результатов нормальных инструментальных и лабораторных методов исследования.

Учебная практика «Уход за терапевтическим и хирургическим больными»: знания: виды санитарной обработки больных, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; умения: санитарная обработка больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смена нательного и постельного белья больного, обработка пролежней; уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, их транспортировка; термометрия, контроль суточного диуреза, сбор биологического материала для лабораторных исследований, антропометрия, постановка различных видов клизм, кормление тяжелых больных; дезинфекция и предстерилизационная подготовка медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными; навыки: уход за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; уход за тяжелобольными и агонирующими больными.

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины   

Изучение дисциплины «Общая хирургия. Введение в специальность» в рамках освоения образовательной программы направлено на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

№ п/п

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1

ОПК-8

Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач.

Лекарственные

препараты,

применяемые

при лечении

хирургической

патологии.

 

Назначить

медицинские

препараты при

лечении

изучаемой

патологии.

Техникой подкожных и внутримышечных инъекций

2

ОПК-11

Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

 

Основные современные медицинские изделия, инструменты и аппараты

Выбирать нужные медицинские изделия для оказания необходимой хирургической помощи

Основными медицинскими изделиями и правильно их использовать

3

ПК-5

Готовность к сбору и анализу  жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальныхпатологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.

Диагностическое значение изменений, выявленных при клиническом исследовании больного, использовании методов лабораторно-инструментальной диагностики.

Проводить опрос, физикальное исследование больного; интерпретировать результаты лабораторно-инструментальной диагностики и использовать в обосновании диагноза и выборе хирургической тактики.

Методами клинического исследования больного хирургического профиля, интерпретацией результатов дополнительных методов исследования для рационального выбора способа оперативного вмешательства.

4

ПК-6

Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – Х пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.

Основные

патологические

состояния,

симптомы,

синдромы

заболеваний,

нозологические

формы в

соответствии с

МКБ.

Определять

основные

патологические

состояния,

симптомы,

синдромы

заболеваний,

нозологические

формы в

соответствии с

МКБ у больных

с изучаемой патологией.

-

5

ПК-8

Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами.

Тактику ведения

больных с

изучаемыми

нозологическим

и формами.

Определять

тактику ведения

пациента с

изучаемыми

нозологическим

и формами.

-

 

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет  6 зачетных единиц (216   часов), из них контактная работа – 126 часов, в том числе в интерактивной форме – 21 часов.

 

  1. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекционно-практико-зачетная технология, проблемное обучение, деловые, ролевые и операционные обучающие игры и здоровьесберегающие технологии.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; работа с рентгеновскими снимками, работа с методической и учебной литературой.

  1. Контроль успеваемости

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля тестовый контроль,  решение ситуационных задач, устный опрос.

По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзаменационная ведомость, история болезни, журнал регистрации посещаемости студентов.

Промежуточная аттестация проводится в форме:

зачет - в 4 семестре, экзамен - в 5 семестре.           

 

 

 

 

 

Наверх