Сразу оговоримся — резюме нужно всем, «опытным» и «зелёным»!
Почему? Потому что это Ваш лучший саморефлекторный отчёт, прежде всего перед самим собой. Именно изготовление резюме, самостоятельно или вместе со специалистом, поможет упорядочить информацию о Вас, просмотреть возможные пробелы и успеть подготовиться к ошибкам при прохождении интервью.
Составление резюме — это первый шаг в поискe работы, и от того, насколько правильно оно составлено, будет зависеть, заинтересует Ваша кандидатура работодателя или нет.
Есть много различных советов и форм по составлению этого документа, тем не менее существует общий свод информации, которую необходимо осветить.
-
Контактная и личная информация
Этот пункт необходим работодателю для получения личностных сведений о Вас (так как в некоторых случаях требуется сотрудник определенного пола, возраста и семейного положения, многих работодателей интересует наличие детей и их количество). Кроме того, контактная информация — это оперативный способ связи с Вами.
Итак, первый пункт выглядит так:- Ф.И.О. (обычно пишется крупными буквами, как заголовок, после слова «Резюме»);
- Контактная информация: адрес, контактный телефон, факс, e-mail и так далее;
- Личная информация: пол, возраст (дата рождения), семейное положение, наличие детей.
-
Цель
Очень полезный пункт. К сожалению, некоторые о нем забывают. И тогда и работодателю, и менеджеру кадрового агентства приходится ломать голову (особенно если резюме не совсем корректно составлено), на какую же вакансию оно прислано. В цели надо четко сформулировать, какая позиция Вас интересует.
Например:
Цель: соискание вакансии старшего экономиста.
Если Вас интересует ряд схожих вакансий, уместно их перечислить:
Цель: соискание вакансии секретаря, секретаря-референта, личного помощника руководителя.
-
Образование
В этом пункте надо указать, какое образование Вы получили (кроме общеобразовательной средней школы). Сначала пишутся даты — с какого по какой год Вы учились в учебном заведении, затем — его название. Если Вы закончили несколько учебных заведений, перечислите их по порядку. Укажите также различные курсы, школы (менеджмента, финансов и т.д.).
Не стоит перечислять всё подряд, то есть то, что не относится к профессии. Если у Вас были стажировки за рубежом, обязательно укажите.
-
Опыт работы
Здесь перечисляются предыдущие места работы, начиная с последнего. Обычно указывают 3–4 места. Сначала пишутся даты — с какого по какой год Вы работали в данной организации, затем название организации (желательно указывать форму собственности ООО, ЗАО, ОАО и так далее) и вид ее деятельности (каждый работодатель ищет сотрудника, знакомого с той или иной областью деятельности). Далее следует название Вашей должности, как оно звучало в штатном расписании. Если, работая в одной и той же компании, Вы поднимались по служебной лестнице, т.е. имели несколько должностей, разбивку по датам Вам лучше приурочить к должностям, а не к месту работы.
-
Профессиональные навыки
Самый главный пункт резюме. Именно он характеризует Вас как специалиста в той или иной сфере. Постарайтесь четко выделить и охарактеризовать свои профессиональные навыки. Перечислите их буквально по пунктам.
-
Основные достижения
Покажите, чего Вы достигли, как выросли, работая в той или иной фирме. Это поможет Вам предстать перед работодателем в наиболее выгодном свете. Старайтесь указывать достижения, которые бы соответствовали интересующей Вас сфере деятельности в данном случае.
-
Знание иностранных языков
Пункт не обязательный, но весьма желательный. Если владеете каким-либо языком, напишите, каким, в какой степени (разговорный, технический, владею свободно), знаете ли специальную лексику в какой-нибудь сфере.
-
Знание персонального компьютера
Это весьма полезный пункт, так как любого работодателя привлечет специалист, владеющий современными технологиями. Укажите, какие пакеты программ, базы данных, языки программирования и так далее Вы знаете.
-
Причины поиска новой работы
Для вас, выпускников, можно опустить этот пункт, помните о нём только в дальнейшем, когда перерастёте Вашу первую работу.
-
Рекомендации
Очень многие работодатели хотят получить подтверждение надежности и профессионализма претендентов. Этот пункт в резюме не обязателен. Обычно рекомендации предоставляются по требованию. Если у Вас есть хорошие рекомендации, то зачем о них умалчивать?
-
Пожелания к зарплате
Пункт спорный, на Ваше усмотрение. Если Вы укажите этот пункт, он поможет Вам отсеять при рассылке резюме не интересующие Вас предложения и, наоборот, даст возможность работодателю вести с Вами обсуждение заработной платы не на голом месте. Обычно указывают стартовый оклад (ту сумму, которая бы сделала возможным обсуждение сотрудничества) и желаемый оклад (сколько Вы хотели бы получать после испытательного срока).
-
Перспективные планы
Пункт тоже не обязательный, но весьма может Вам помочь, обрисовав Вас с лучшей стороны. Например, Вы можете написать, что хотите проявить себя как профессионала в более полной мере, чего по каким-либо причинам не могли сделать на предыдущей работе. Напишите, что стремитесь обучаться и повышать свою квалификацию в интересующей работодателя области. Это будет очень большим плюсом для Вас в глазах предполагаемого руководителя.
-
Дополнительная информация
Здесь укажите все дополнительное, что считаете нужным. Например, наличие водительских прав, категории, собственный автомобиль (очень немаловажный плюс для многих менеджеров по сбыту и торговых представителей). Отметьте, есть ли у Вас загранпаспорт.
-
Личностные данные
Здесь вполне уместно охарактеризовать себя как личность. Возможно, этим будут заниматься психологи при проведении собеседования с Вами, но, тем не менее, Вы можете дать себе самокритичную оценку и даже немного похвалить. Это оживит резюме, сгладит неловкость первого общения с работодателем или менеджером по персоналу.
Вроде бы Вы учли все. Понятно, что информации накопится много. А теперь самое главное: резюме должно занимать одну страницу, в крайнем случае — две. Помните, человек (в данном случае работодатель), пробегая текст глазами, усваивает информацию, которую успел «захватить» в течение первых 40 секунд, остальное остается как бы в тумане. И если Вы «разольётесь», то многие Ваши ценные данные останутся незамеченными.
Пример: на моё резюме обычно тратится 25–30 секунд (засекалось секундомером).
Осталось ещё много полезной информации о том, как правильно написать резюме.
Предлагаем Вам образец составления резюме.
Простое предложение — обращайтесь в Центр содействия трудоустройству выпускников УлГУ и Вам помогут опытные специалисты.