размер шрифта
А
А
А
кёрнинг
ААА
ААА
ААА
цвета сайта
А
А
А
А
А
Инклюзивные практики

     Система образования на современном этапе развития российского общества выступает одним из фундаментальных институтов, успешное функционирование которого способствует социальной интеграции обучающихся всех уровней и форм обучения. Оно является одним из перспективных социальных лифтов, позволяющих создавать условия для непрерывного личностного развития и расширять возможности социального развития, профессионального и карьерного роста.

     Инклюзия вводит в российскую образовательную практику традицию объединения одним понятием людей с разными проблемами, акцентируя внимание не только на состоянии здоровья и уровне его тяжести, но и на потребности человека в особых условиях, лишение которых рассматривается как нарушение прав и препятствие развитию.

     В инклюзивной практике сотрудников Кафедры физической культуры процесс обучения и вовлечения в социальную активность детей-инвалидов и лиц с ОВЗ носит комплексный характер. Система мероприятий, основанная на совместной деятельности студентов, педагогов, психологов и родителей, функционирует в режиме дифференцированного использования разнообразных технологий, обеспечивающих условия для развития личности, и использует имеющиеся в распоряжении ресурсы для выбора наиболее эффективных путей решения социально-педагогических проблем.

    В рамках университета инклюзивная практика направлена на обеспечение и организацию сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью для получения ими качественного высшего образования, эффективной самореализации в различных видах профессиональной деятельности и полноценного участия в жизни общества. Для достижения указанных ориентиров Кафедрой разработан Университетский курс по выбору для студентов «Инклюзивное образование для всех». Также сформированы Методические рекомендации для образовательных структурных подразделений УлГУ по разработке и использованию адаптированных ОПОП в учебном процессе.

     Помимо этого, Кафедра активно сотрудничает в вопросах инклюзии с различными образовательными и социальными учреждениями региона, организуя и участвуя в проведении физкультурно-спортивных мероприятий и праздников, социальных и благотворительных акций, инклюзивных проектов и программ регионального и муниципального уровней. Важным направлением в этой работе является социализация детей с ОВЗ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

     Для формирования ценностных ориентиров обучающихся Кафедра активно сотрудничает с волонтерскими отрядами внутри университета и иными профильными добровольческими организациями Ульяновской области.

     Также на базе Кафедры развиваются и другие направления работы по внедрению инклюзии. Среди них:

  • Адаптация учебного материала как один из способов преодоления трудностей обучающихся. 
  1. Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (для слабослышащих)
  2. Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством (для слабовидящих)
  • Дистанционные сетевые курсы для профессионального роста педагогов в системе образования детей с инвалидностью и ОВЗ.
  1. Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (для слабослышащих);
  2. Разработана адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством (для слабовидящих);
  3. Разработана адаптированная образовательная программа высшего образования по специальности 37.03.01 Психология (бакалавриат; очная и заочная формы) (для слабовидящих);
  4. Разработана адаптированная образовательная программа ВО по «Физической культуре и спорту» и «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» для студентов специальной медицинской группы.
  • Адаптация секционной работы по видам спорта к нуждам инвалидов и лиц с ОВЗ.
  1. На базе Кафедры физической культуры открыта инклюзивная практика в спортивной секции по бадминтону. С 2020 года в секции занимаются инвалиды с ОДА (класс - СР8, СР3).

     Взаимодействие с людьми с инвалидностью и ОВЗ позитивно влияет на всех участников инклюзивных процессов, помогает понять себя, раскрыть новые возможности и воспитанникам, и педагогам. Главная задача инклюзивных проектов, реализуемых Кафедрой физической культуры, – социализация детей и студентов с особыми образовательными потребностями, развитие у них коммуникативных навыков, опыта сотрудничества, партнёрства, а также организация среды взаимодействия и совершенствование социальных компетенций, формирование позитивного отношения к миру, уверенности в себе и автономности.

     Работу в рамках инклюзивных практик с 2013 года успешно организует Заведующая Кафедрой физической культуры, к.п.н., доцент Елена Каленик.

     Ссылка на группу в социальной сети: https://m.vk.com/club52947266

 

Наверх